Слайдовая фотография стала появляться в Советском Союзе в послевоенные годы. Слайд — это изображение в одном экземпляре (в вижу сложности процесса копирования). Еще одна из особенностей, которая была в прошлом — это невозможность цветокоррекции. Однако с появлением цифровых технологий — это стало доступным. 

Диапозитивная пленка отличается невысокой светочувствительностью (которая еще уменьшалась при длительном хранении; у советских пленок это было сильнее). Это ограничивало съемку динамических сюжетов, а также сцен в помещении без вспышки. Пленки также делились по цветой температуре: для белого (солнечного) освещения и для искусственного света. Несоблюдение видов пленок по освещению приводило либо к оранжевым изображениям, либо к синим. 

Слайдовые пленки также обладают наиболее низким интервалом передачи яркостей. Поэтому на слайдах часто наиболее темные элементы изображения получаются излишне плотными, без деталей и с цветовыми искажениями, а самые светлые вообще не воспроизводятся — они на слайде получались совершенно прозрачными. Малая широта цветных обращаемых пленок требовала очень точного их экспонирования при съемках, так как ошибка при этом всего на 50% (половина деления шкалы диафрагм) уже отражается на качестве цветовоспроизведения. Ошибки в два раза и более, иногда допустимые при черно-белых съемках, в этом случае приводили к полному браку. Одной из особенностей цветных слайдовых пленок является и то, что наилучшее воспроизведение цветов получается в диапазоне выдержек от 1/60 до 1/125 с. При больших или меньших выдержках обычно наблюдалось отклонение в правильности цветопередачи. 

Цветные фотоматериалы, особенно обращаемые, требуют точного соблюдения технологических режимов их обработки. Это относится к составу всех обрабатывающих растворов, их температуре и времени обработки в каждом из них. Большое значение имеет соблюдение требований к режиму промежуточных промывок. Только при строгом соблюдении всех требований к обработке, выполнении рекомендаций заводов-изготовителей на цветных обращаемых пленках удается.получать хорошие результаты. Особенно чувствительно к нарушениям режима черно-белое проявление — первая операция обработки. Даже небольшие отклонения в температуре раствора или во времени проявления приводят к нарушению цветового баланса изображения.

Помимо этого, отснятая пленка должна быть обработана как можно быстрее. Чем меньше прошло времени с момента съемки до начала обработки, тем больше вероятность получения высококачественного цветного изображения, и наоборот. Поэтому при большом количестве отснятого материала и невозможности быстрой его обработки рекомендуется провести вначале только черно-белое проявление, обработку в останавливающей ванне и засветку со всеми промежуточными промывками, после чего пленки высушите, отложив дальнейшую обработку до появления свободного времени. Такой прием позволяет получать результаты не хуже тех, которые достигаются при полной обработке пленок за один прием даже в тех случаях, когда перерыв был в несколько месяцев. Первоначальные характеристики светочувствительных материалов со временем меняются. Это происходит в результате естественного процесса, называемого старением. Процессу старения подвержены все светочувствительные материалы, но для цветных фотоматериалов последствия старения носят более серьезный характер: снижается общая светочувствительность, появляется цветная вуаль, а при более длительном хранении, особеннов неблагоприятных условиях, возникает разбалансировка пленки по чувствительности и контрасту слоев, которая приводит фотопленку в негодность.

В советское время в продаже были цветные обращаемые пленки отечественного производства, а также импортные, производства ГДР и Чехословакии.

Отечественные цветные обращаемые фотопленки типа «ЦО» выпускались как для дневного, так и для искусственного освещения.

Пленки для дневного освещения: ЦО-22Д, ЦО-32Д, ЦО-65Д. Буквы в названии пленок говорят о том, что эти пленки цветные, обращаемые, а число указывает их общую светочувствительность в ед. ГОСТ. Последняя буква «Д» говорит о том, что эта пленка для дневного освещения.

Пленки для искусственного освещения: ЦО-90 Л, ЦО-180Л чувствительностью 90 и 180 ед. ГОСТ соответственно. Буква «Л» указывает, что эта пленка для искусственного света.

Пленки производства ГДР «ОРВОХРОМ». Пленки для дневного освещения имеют

обозначение «УТ» и число, показывающее их светочувствительность в градусах ДИН. Обычно на упаковках пленок, поступающих в СССР, указывается светочувствительность и в единицах ГОСТа. Пленки «ОРВОХРОМ» УТ-16, УТ-18, УТ-21 и УТ-23 имеют соответственно светочувствительность 32. 45, 90 и 130 ед. ГОСТ. Пленки «ОРВОХРОМ» для искусственного света снабжены буквенным обозначением «УК» и числом, которое обозначает светочувствительность пленки в ДИН.

Пленки чехословацкого производства «ФОМАХРОМ-Д». Такие фотопленки предназначены для съемок при дневном освещении (имеют в своем названии букву «Д»). Число в их обозначении — чувствительность в ДИН. «ФОМАХРОМ» Д-18 имеет светочувствительность 45 ед. ГОСТ, Д-20 — 65 и Д-22 — 90 ед. ГОСТ.

Источник: Слайдовая фотография. А. И. Баканов

Пленки. Сквозь